RSS

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Проповедь прот. Всеволода Чаплина.

Воскресенье, 2 ноября 2014 года     Проповеди, Храм на Трех Горах
Print This Post Сохранить в PDF

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы празднуем память святого Артемия, великомученика Церкви Божией, который пострадал во времена Римской империи в IV веке — очень давно, во время и в месте, которые далеко от нас сегодняшних отстоят. Но мы, почитая этого святого, в честь которого названы многие люди, живущие в современном мире, в частности, в современной России, вспоминаем о подвиге веры, вспоминаем о том, как он, человек, занимавший высокое положение в обществе — а он был воином высокого уровня — всего лишился в одночасье, был подвергнут унижению, оплеванию и, в конце концов, позорной казни.

Святой великомученик Артемий был одним из соратников равноапостольного императора Константина, который сделал христианство признанной в Римской империи религией и тем открыл путь к симфонии — к единству, взаимообщению, взаимопомощи Церкви и светской власти. Артемий служил и при сыне императора Константина, императоре Констанции, и был одним из близких к нему воинов. А потом пришел ненавистник христианства Юлиан Отступник — человек умный, пытливый, взыскующий истины, но не верующий в силу Божию и не готовый Божие Слово принять. Он начинает мучить христиан и, увидев Артемия, он воспламеняется злобой — и тут же Артемий лишается знаков воинского отличия — пояса, доспехов, — тут же его начинают унижать, избивают и предают позорной смерти. Но когда Артемий претерпевал эти бедствия, он радовался. И этим очень многое объясняется о смысле страданий, которые периодически посещают нас.

Посмотрите внимательно на эту жизнь, на ее историю. Артемий — военачальник, заслуженный человек, уважаемый в обществе, во мгновение ока превращается в униженного, отверженного человека и тут же предается позорной смерти. И он радостно воспевает, сравнивая свои страдания, малые, по его словам, с великими страданиями Господа Иисуса на Кресте. «О, как велики, — поет он, — по сравнению с моими, страдания моего Владыки и как далек я, жалкий человек, от Его терпения и незлобия! Радуюсь и веселюсь, потому что украшаюсь страданиями моего Владыки; сие облегчает мои мучения. Благодарю Тебя, Владыко, за то, что увенчал меня Твоими страданиями! Молю Тебя, доведи меня до конца по пути исповедничества; не дай мне оказаться недостойным сего предначатого мною подвига, ибо я возложил свое упование на Твои щедроты, преблагий Господи, Человеколюбче».

Страдание и радость, унижение и торжество — вот что соединяется в подвиге этого мученика. Он не только не ропщет, как сделали бы многие сегодняшние люди, он не только не бросает Богу вызов и не высказывает обиду на Бога, как сегодня делают многие люди — он радуется. И он просит Господа укрепить его в этом страдании, дать возможность донести его до конца. Не отвратить его, не прекратить его, но сподобить дойти до конца по пути исповедничества. Многие сегодня по малейшему поводу сетуют на Бога, говоря: «я болею», «я не получил тех денег и того имущества, которое кто-то получил», «я одинок», «у меня просто плохое настроение», «как Бог может все это допустить — если Он благ, почему я страдаю?» Многие, отталкиваясь от этой мысли, говорят: «Мне не нужен такой Бог, Он злой, плохой, если Он попускает мое страдание, мой дискомфорт, отсутствие у меня душевного спокойствия. Я не буду в такого Бога верить. Пусть Бог делает только то, что мне приятно, иначе я буду бастовать против Него». Совсем иначе относились к страданиям святые.

Недавно в одной статье я прочел, что было чудесное явление старцу Паисию Святогорцу — ему явилась мученица Евфимия. И она сказала, что, если бы она знала, что ожидает ее в вечности и какое это блаженство — пребывание с Богом, то она была бы готова терпеть мучения всю земную жизнь. Ибо по сравнению с тем, что даровал ей Бог, эти мучения — ничто.

То, что происходит так часто с нами, не случайно. Это не проявление того, что якобы Бог совершает нечто злое. Потому что, когда через страдания, через отсутствие самоуспокоенности Бог ведет нас в Небесное Царство — это на самом деле добро. И пусть некоторые люди говорят, что любое страдание, любой дискомфорт житейский есть зло. Господь знает, что тогда, когда это приводит человека к Небесному Царству, это благо. Бог не может ни благоволить, ни попустить ничего по-настоящему злого. Он видит нашу свободу и не преграждает людям пути к сотворению зла, потому что иначе люди не были бы свободными и не могли бы быть с Богом потом. Но Бог понимает, видит и дает возможность спасенным потом понять — в Царстве Небесном, кто его достигнет, — что и страдание, и неудобство, и даже мучение были благом, если привели человека к мысли о том, что ему нужно изменить свою жизнь так, чтобы достигнуть Божия Царства.

Мы сегодня слышали евангельское повествование, очень знакомое нам, о богатом и Лазаре. И говорит Авраам богатому человеку: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк., 16, 25-26). Тот, кто испытывал неудобства и страдания, вознаграждается в ином мире, если сделал из этих страданий правильные выводы. Вовсе не обязательно то или иное страдание служит во благо человека; как сегодня уже было сказано, человек может озлобиться и на людей, и на Бога, и бунтовать, и обижаться, и жить обидой и злобой. Говоря «я страдаю, потому что все плохие: и Бог, и люди», он ненавистью как бы «утешается», но не может быть утешения от ненависти. Но тот, кто приближается через житейские трудности к Божию Царству, оттуда посмотрит на эти трудности с благодарностью Богу и с той радостью, которую испытывал святой великомученик Артемий при своих страданиях.

Мы сегодня слышали слова святого апостола Павла из чтения во время литургии: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал., 2, 19-20). Вот это состояние преданности в волю Божию, возможности дать Господу действовать в нас и изменять нас — дает ту радость, перед которой отступают, и меркнут, и в ничто обращаются любые самые страшные страдания. Будем жить так, чтобы жил в нас Христос, Ему же слава и держава во веки веков, аминь.