RSS

О главном Cовместная передача «Голоса России» и Радио «Радонеж» от 4.12.2009

В программе «О главном» - о главных событиях в духовной и светской жизни России и всего мира

Ведущий Евгений Никифоров.

Никифоров: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Радио «Радонеж» работает в прямом эфире. Вы слушаете совместный проект «Голоса России» и Радио «Радонеж» «О главном».

Повторяю, мы работаем в прямом эфире. Поэтому звоните к нам по телефону 959-59-39 и задавайте свои вопросы. К сожалению, пока на ваши вопросы буду отвечать я один. Протоиерей Всеволод Чаплин, который сейчас едет, застрял в пробках. Все-таки надеемся, что председатель Отдела по связям церкви и общества Московского Патриархата прибудет в ближайшие минуты, и вы сможете ему задать свои вопросы.

Повторяю, это программа «О главном». И мы выяснили за месяц существования, более чем за месяц существования программы, что главное-то для всех, в общем-то, - разное. Одно дело, главное для светской радиостанции, государственной радиостанции «Голос России», другое главное - для нас, православных христиан, для Радио «Радонеж», для его слушателей. Также главное очень разнится в понимании ведущих нашей программы и наших слушателей. Поэтому я призываю наших слушателей звонить к нам по телефону и говорить, что главное для них.

Ну а для слушателей Радио «Радонеж», для православных христиан я хочу сказать главное: мы поздравляем вас всех с замечательным праздником, который сегодня Русская Православная церковь начинает праздновать, - с введением во Храм Пресвятой Богородицы. Храни всех Господь и Матерь Божия. Присылайте свои вопросы на короткий номер 5522. Этот сервис, к сожалению, только для России. Вы можете написать свое сообщение, сначала написав слово «вера» и через пробел сам текст вашего вопроса. Напоминаю, это только для слушателей на территории России. Телефон прямого эфира тоже, к сожалению, большей частью для наших российских слушателей. Хотя те, кто может нас слушать на волнах «Голоса России», - это Германия, Молдавия, Украина, даже нам звонили из Израиля, нужно звонить так: +7(495)959-59-39. У нас есть уже вопросы, даже не вопросы, а высказывания целые большие по SMS. Из Краснодарского края нам пишет наш слушатель: «Царица наша Всенебесная Девица! Благодарим тебя за все, что милуешь нам, земным, и бьем челом пред тобою за мир, за жизнь. Поздравляем всех с праздником!». И мы, конечно же, поздравляем всех наших слушателей с праздником. Итак, звоните к нам.

Я должен сказать, что этот месяц насыщен очень важными церковными событиями. Святейший Патриарх как сейчас главный ньюсмейкер всегда выступает с блистательными, очень яркими выступлениями. И последние дни не остались без таких очень ярких посланий русскому народу, да и вообще миру. Например, Святейший Патриарх Кирилл выступил на открытии Первого Всероссийского форума православных женщин. Там участвовали замечательные женщины - это и заместитель председателя Комитета по промышленности Елена Панина, и заместитель председателя Совета Федерации Орлова, и заместитель председателя Государственной Думы Журова, Анисимова. В общем, очень много замечательных людей, в частности, наш постоянный автор, председатель благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Кстати, было бы интересно послушать, что она вынесла из этого форума и что сочла там самым главным. Была Наталья Викторовна Якунина, это супруга Владимира Ивановича Якунина, председателя РЖД. Она сама по себе очень активный человек, много потрудившийся на церковной ниве, она - член правления Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.

Благодаря этому фонду, вы знаете, восстановлена, в частности, полностью и замечательным образом Марфо-Мариинская обитель. Сейчас посмотрю, что еще было из важнейших заявлений Святейшего Патриарха. Например, крайне важное заявление, считаю, - это буквально недавно была память Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Там святейший, конечно же, выступил с очень важным, принципиальным для него заявлением, очень важно характеризующим его как личность. Он сказал: «Чего только не пережила наша страна за 200 лет, какие только надежды она не возлагала на образование, на науку, на просвещение. Думаю, что, идя этим путем, осчастливит мир и саму себя. Но не счастье и благополучие ждали нас на этом пути, а многие скорби, смерти, кровь и страдания». Святейший Патриарх напомнил собравшимся, что митрополит Московский и Коломенский Филарет был одним из самых просвещенных иерархов своего времени. «Он поражал современников своей эрудицией и энциклопедическими знаниями», - сказал Святейший Владыка. По словам его Святейшества, «жизнь и подвиг святителя пришелся на времена, когда стали нарастать атеистические тенденции как в философии, так и в общественной жизни, когда многие, взирая на окружающую действительность, считали, что в этом мире почти все известно». Представляете, тогда уже были такие наглецы, которые считали, что уже все известно.

Это не только сейчас академики Гинзбурги, Царство ему небесное, конечно, покойному старцу, но он тоже считал, что все уже известно. Но еще до этого, за 200 лет, были такие умники. Однако Святому Филарету удалось на время остановить победу атеистического сознания, подчеркнул представитель нашей церкви. Но очень важно, что он говорил. Он сказал, что роль Святого Филарета для нас крайне важна. В общем, мы должны чтить своих исторических деятелей, своих святителей, потому что их прославляет церковь не просто ради их благочестия. Благочестивых людей много, и умных людей много, а это люди, которые являют нам образец того, как надо себя вести. И Святейший Патриарх очень, может быть, даже жестко сказал о том, что нельзя пастырю быть пренебрежительным к науке, нужно, с уважением относясь к науке и просвещению, активно содействовать процветанию научного, академического и школьного знания в нашей стране.

Церковь одновременно призывает людей не только вооружаться знаниями, но и возрастать в вере. И вот, обращаясь к пастырям, он сказал, что нужно нам, какая задача современного пастыря, что он ждет от своих помощников. Воцерковить жизнь, вести его в орбиту благодатной божественной жизни. Это можно только тогда, когда каждый священнослужитель имеет в самом себе способность соединить божественное и человеческое, глубокую духовность и светскую культуру. Пусть никакие примеры - серость, малообразованность, бескультурье, которое порой скрывается под личиной ложного благочестия, - не пленяют наш разум. Простите за длинное вступление. Но очень хотелось поделиться с вами этими наблюдениями за последними буквально очень важными высказываниями Святейшего Патриарха. И я хотел бы, чтобы сразу мы перешли к вопросам. У нас есть вопрос. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Слушатель: Здравствуйте. Я поздравляю всех православных с праздником Введения Божией Матери в Храм. И это, наверное, сугубо праздник детей, потому что именно детей нам надо ввести в Храм. Мы с вами вчера разговаривали о ювенальной юстиции. Я задавала вопрос по детскому радио, по программе «Детского радио» «Не игрушка», где педагог-психолог Кутузова учила детей лжи и протесту против родителей, и жалобам на родителей - фактически ювенальная юстиция в действии, просто подготовка почвы. Мы предложили звонить президенту. Все каналы фактически нами, моими знакомыми и родственниками, были задействованы, и через Интернет, и через звонки по телефону, SMS-сообщения. Но ответа не прозвучало.

Никифоров: Да, к сожалению, я с вами должен согласиться. И перед началом нашей программы, учитывая, что отец Всеволод немножечко запаздывал, специально хотел именно найти это в Интернете, потому что более всего именно это и волнует наших слушателей. Специально набрал, посмотрел, что - да, действительно, даже многие пастыри специально заранее посылали… Вот отец Александр я точно знаю, первым стоит там в списке. Что бы пастыри спросили у премьера о ювенальной юстиции? Именно об этом отец Александр спросил в первую очередь, отражая мнения и обеспокоенность. И пролазил все выступления Владимира Владимировича. К сожалению, к великому моему сожалению и разочарованию, ответа на это не последовало. Но вы знаете, это к счастью. Отец Всеволод не так сильно задержался. Все-таки он умудрился пробраться через московские пробки и присоединился к нам. Отец Всеволод, я немного уже сказал, что у нас были серьезнейшие события последнего времени. И практически все они тем или иным образом касались вас и вашего отдела. В частности, Конгресс православных женщин впервые прошел, Конгресс соотечественников, ряд других мероприятий. Что для вас было главное на этой неделе?

Чаплин: Вот вы уже назвали некоторые события. Сегодня открылся, действительно, первый Форум православных женщин, форум достаточно представительный, около тысячи участников было из разных регионов. И поднимались многие значимые для общества темы - это и тема поддержки материнства, это и тема защиты женщины как хранительницы нравственности. Поднималась и тема ювенальной юстиции. Выступали такие активные в этой области люди, как Ирина Яковлевна Медведева, как Наталья Захарова, которая, как вы знаете, пострадала вследствие того, что ее дочь оказалась отнятой у нее, и сейчас у нее нет практически никаких возможностей для общения с дочерью. Темы поднимались разные. И вот я думаю, нам нужно все эти темы очень серьезно рассматривать в контексте нашего диалога с властью. Невозможно говорить, наверное, только о ювенальной юстиции, но в этой теме есть немало аспектов. Бесспорно, нужно говорить о том, что в жизнь семьи вмешиваться не стоит в том, что касается мировоззрения, в том, что касается образа жизни, включающего в себя и определенные моменты, касающиеся режима питания. Да, вот могут ведь сказать, что если кто-то соблюдает строго пост, особенно в период первой Седьмицы поста, шестой Седьмицы особенно строго соблюдают люди пост. И некоторые органы надзора могут назвать это морением детей голодом. Во всяком случае, бывали такие…

Никифоров: Как вообще можно измерять любовь к ребенку наполненностью холодильника?

Чаплин: Да, могут осматривать холодильник, могут рассуждать о том, что такое развитие ребенка. Например, в одном из документов ООН, применительно к правам ребенка, говорится о том, что он должен быть соответствующим образом развит. Кто это может оценить? Это недоступная для полностью объективной оценки сфера. Кто-то скажет, что если, например, ребенок не знает «шедевров» так называемого «порнографического искусства», он не развит. А кто-то скажет, что он не развит, если он не умеет читать «Отче наш» и не знает этой молитвы наизусть. Где есть критерии? Таких критериев нет. Поэтому при отсутствии таких критериев любой чиновник, любая комиссия может вмешаться и сказать: а вот нам не нравится, что ребенок, положим, не знает каких-нибудь мультиков новомодных, значит, он не развит. Вот эти необъективные моменты очень опасны. Но в то же самое время нужно, конечно, ставить вопросы о том, что ребенок может претерпевать побои, он может претерпевать полное безразличие к собственной судьбе со стороны родителей-алкоголиков. Вот неправильно, я считаю, поступают те православные общественники, которые говорят, что всех этих проблем нет, они выдуманы. Они не выдуманы у нас в стране. У нас действительно есть места, есть так называемые «семьи», где семья полностью разрушена, где ребенок, извините, питается с пола и на этот же пол «ходит», а родители пьют. А некоторые родители еще могут и сдать его в «аренду», извините, педофилам.

Поэтому, когда мы говорим о каких-то справедливых вещах, нам нужно поддерживать конструктивный, нормальный, разумный тон дискуссии. Ничего не получится, если мы будем постоянно кричать одно и то же, что все вокруг шпионы и враги народа, а наша задача одна - это чтобы в законодательстве ничего не трогали, чтобы все оставалось так, как было при советской власти. Я думаю, что совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка и особого отношения к ребенку в суде - это неизбежные вещи. Мы, между прочим, будем в значительной степени возвращаться к дореволюционной практике, когда в царское время применялись особые методики ведения судебного дела по отношению к ребенку. Они были не одинаковыми с теми методиками, которые применялись к взрослым. И поэтому очеловечивание нашего законодательства - это, по-моему, полезная вещь. Но вот при этом при всем нужно очень жестко заботиться о праве семьи на свое мировоззренческое самоопределение и на свой образ жизни. Попытки нарушить это право есть на Западе. Есть люди, которые желали бы нарушить его у нас.

Вы совершенно правы, когда говорите, и многие люди совершенно правы, когда говорят, что система ювенальной юстиции пользуется покровительством могущественных структур на Западе, эти структуры выделают деньги, эти структуры выделяют административный ресурс. И действительно, люди, которые сейчас работают на этом поле, раньше были замечены в пропаганде метадона, от которого Запад-то отказался, но в свое время на западные деньги он навязывался здесь. Поэтому нам, конечно, сейчас нужно разумно и серьезно влиять на власть, говоря ей, что есть определенные вещи, которые православный народ, вообще весь наш народ вряд ли очень хочет иметь в нашей политической и правовой системе. Я думаю, что в некотором смысле власти раздвигаются. Сегодня премьер мне ответил на этот вопрос. Но очевидно, что этот вопрос волнует многих в Государственной Думе, он волнует многих в органах исполнительной власти. Голос уже услышан. Нужно не ослабевать в том, чтобы этот голос возвышался. Но в то же самое время нужно, чтобы мы не компрометировали себя истерикой. Вот что вредит, что всегда вредит православному общественному действию - это когда мы вместо разумных аргументов, аргументов, которые могут услышать люди в самых широких слоях нашего общества и могут услышать и услышат люди во власти, мы начинаем говорить: все кругом жидомасоны, шпионы и враги народа, одни мы хорошие. И вот это вызовет только отрицательную реакцию.

Никифоров: Я совершенно с вами согласен, батюшка. Тем более, что, слава Богу, что у нас есть предстатель предвластия, по крайней мере у церковного народа, - это Святейший Патриарх, это Русская Православная церковь, ее отделы, в частности вы представляете. Я должен просто вас поблагодарить лично даже от всех православных христиан за то, что вы, во-первых, очень хорошо услышали то, что волнует православных, по крайней мере слушателей Радио «Радонеж» уж точно, и смогли очень ясно, толково, бескомпромиссно сформулировать эти проблемы и вынести, по крайней мере на обсуждение в Госдуме. Я помню, недавно было это обсуждение.

Чаплин: Были слушания в Думе.

Никифоров: Где вы очень ясно это сформулировали.

Чаплин: Была очень мощная конференция православной общественности. Теперь предлагается сделать «круглый стол» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете или где-то еще. Кто примет, собственно, кто даст зал, тот и будет хозяином этого «круглого стола», хозяином - в смысле принимающей стороной. А вот важно на такого рода «круглом столе» или где-то еще собрать вместе представителей власти и представителей православной общественности. Потому что у нас часто бывает так, что одни выступают на одних форумах, а другие - на других, и друг друга не слышат. Вот я думаю, надо вместе с той же госпожой Мизулиной, с тем же Комитетом по социальной политике Совета Федерации обсуждать эти темы, с тем чтобы ставить вопросы и требовать ответа. Я думаю, что ответа требовать мы можем. И все это нужно делать в духе диалога, а не в духе таких вот криков о том, что вот ты сволочь и сатанист, и мы с тобой разговаривать не будем. Разговаривать надо всегда. С любым представителем власти нужно и можно разговаривать, но разговаривать нужно жестко, нужно требовать ответа. Нужно говорить обо всем, что нам не нравится, если это обоснованное опасение, и называть вещи своими именами, когда от ответа уходят или считают, что мнение большого количества людей можно просто проигнорировать.

Никифоров: Наш телефон 959-59-39. Для зарубежных слушателей - +7(495)959-59-39. Мы отвечаем на ваши вопросы. Итак, у нас есть звонок. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Слушатель: Я из Краснодарского края. Я хочу сказать, что за время этой перестройки полная…

Чаплин: Оборвался звонок. Но я думаю, что у нас еще будут сегодня слушатели в эфире.

Никифоров: Ну вот, за время этой перестройки… Понятно, что мог сказать наш слушатель.

Чаплин: Очень интересный сегодня открылся женский форум. Я считаю, что это очень хорошее явление. Православные женщины - это великая сила. Почему-то они раньше не объединялись, хотя были региональные интересные форумы на юге России. И недавно был такого рода форум в Омске. Есть несколько православных общественных женских организаций. Периодически они предлагали Святейшему Патриарху выступить с объединительной миссией и предлагали свои усилия в области объединения православных женщин. Вот сейчас форум проходит, он, кстати, еще не кончился, он будет у нас завтра продолжаться в Паломническом центре Московского Патриархата, в гостинице «Университетская». И, даст Бог, все-таки придут православные женщины, как они сегодня уже сказали, многие из них придут к какой-то идее консолидации и объединения, координации усилий православных женщин в отстаивании их взгляда, собственно, православного взгляда на те процессы, которые происходят в обществе и государстве. Если такая консолидация произойдет, это будет великая сила. Но опять же сила всегда сопряжена с понятием «единство». Мы знаем, что у нас среди православных общественных организаций много разделений, много борьбы и амбиций. Не обошла стороной эта проблема и православное женское движение.

Никифоров: Еще бы, это женское движение.

Чаплин: Среди мужчин тоже есть такого рода проблемы. И людей, которые предпочитали свое лидерство любым соображениям единства, среди православных мужчин тоже, увы, немало. Но вот если получится какая-то координация сил, это будет большая сила. Если она будет единая, эта сила, она может многого добиться.

Никифоров: Здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Олег.

Никифоров: Откуда вы?

Слушатель: С Байконура. Я слушаю Радио «Радонеж» давно. Хотел задать вопрос по проблеме ювенальной юстиции. Такое впечатление, что только православные занимаются этой проблемой, а разве мусульман эта проблема не коснется, разве нельзя в этих направлениях сотрудничать с другими религиями, деноминациями и так далее? Есть вообще такие направления?

Чаплин: Мне кажется, что нужно иметь больше контактов с теми же мусульманами, с традиционными иудеями. Попытка вмешаться в жизнь семьи, сделав ее максимально «очищенной» от религиозности, эти попытки коснутся всех. Может быть, мусульмане еще мало знают о происходящем, поэтому нужно с ними все время работать. Может быть, они считают, что это их не коснется, поскольку они всегда имели свою традиционную автономию в некоторых обществах, включая российское общество. Но если речь пойдет о таких изменениях в праве и в административной практике, которые будут полностью регламентировать жизнь любой семьи, то это, кончено, коснется всех.

Никифоров: Я думаю, вопрос, на самом деле, очень простой. Дело в том, что исламская община в России, притом, что порой она себя очень ярко проявляет порой, она очень маленькая - всего шесть процентов населения. Это очень маленькая община. Это люди, которые компактно проживают в небольших районах нашей страны. Кроме того, соответственно, там не так много интеллигенции, нет так много общественных движений, которые могли бы представлять именно эти интересы, в частности, мусульманского населения. Собственно, РПЦ всегда была спикером и от имени этих организаций, даже в советскую эпоху, нет так ли? И сейчас Межрелигиозный совет России, куда входят все основные конфессии, также делегируют Святейшиему Патриарху представлять интересы религиозных организаций, всех, и исламской, в частности, перед властью.

Чаплин: Мы готовы, если есть озабоченность этой проблемы со стороны мусульман, их озабоченность доносить до органов власти. Но наверное, нужно, чтобы они получше разобрались в теме и решили, есть ли у них озабоченность. Я вообще уверен, что у них она должна возникнуть.

Никифоров: Здравствуйте, вы в эфире. У нас есть буквально полторы минуты до того как мы уйдем на новости. Поэтому кратенько вопрос задавайте свой.

Слушатель: Православная Татьяна из Киева. Я занимаюсь изобретательством и попала в поле зрения школы, образования детей, в частности, парты. Уже 30 лет как существует проблема детского сколиоза из-за постановки детского тела на столы. Я - практик. Слушайте и поймите сердцем этот вопрос, он очень серьезный. Это патент Украины - парта-приставка. Он пришел в мое сознание в Лавре при службе Блаженнейшего Владимира. Я подарила Блаженнейшему экземпляр этой парты. Он есть в Киево-Печерской лавре.

Никифоров: Вы нам сейчас будете рассказывать об устройстве. Каков ваш вопрос?

Слушатель: Я обращаю ваше внимание на то, что если вы хотите, чтобы ребенок был сильным, его нужно хорошо обеспечить с детства.

Чаплин: В школе сутулость - это действительно проблема. Я сам сутулый, я стал сутулым именно в школе.

Никифоров: Батюшка, сейчас были новости, они нам задают повестку дня, потому что мы отвечаем на те вопросы, которые очень беспокоят наших слушателей. Они отражены, в частности, в новостях. Говорилось о Торопецкой иконе Божьей Матери, которая, возможно, будет передана из музея в храм. Но пока мы ответим на вопрос.

Слушатель: Добрый вечер. Я из Подмосковья, Раменское. Меня зовут Владимир Николаевич. Я очень внимательно вас слушал, у меня есть пара замечаний. Первое замечание такое: мне кажется, что те, кто якобы кричат от имени православных, это они кричат, и нам надо это хорошо понимать. Это они кричат, а нам приписывать это не надо, мы уже достаточно умные. Второе замечание такое: мне кажется, вы как политик, хотя и священник, но должны понимать, что принятие такого закона (ювенальной юстиции) неизбежно приведет к конфликту церкви и государства, ведь появятся тысячи пострадавших семей, и все они придут в церковь. Вы будете тогда действительно бороться, засучив рукава. Я думаю, что эту ситуацию надо предотвратить сейчас.

Чаплин: Вы знаете, очень много опасностей, которые могут породить конфликт между церковью и государством. Мы сейчас обсуждали судьбу одной из чудотворных икон - и здесь есть опасность для конфликта, и в области ювенальной юстиции есть опасность для конфликта. Чтобы не было конфликта, нам нужно ясно формулировать свои требования, делать это спокойно и делать все, чтобы власть все-таки прислушивалась к народу. Я уверен, что тема ювенальной юстиции все-таки найдет свое разрешение. Закон, о котором сейчас говорится, давно лежит в «отстойнике». Этот закон никто не собирается принимать, если говорить о законе, который был принят в первом чтении. Сейчас немножко другое появилось развитие событий. Возникают разговоры о том, что могут быть приняты поправки в ряд законодательных актов, которые расширят полномочия судов (обычных, не ювенальных) в том, чтобы вмешиваться в жизнь семьи, и довольно сильно расширятся полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних, если будут приняты поправки, которые еще, собственно говоря, не разработаны. Реальная опасность сейчас не в возвращении к тому закону, который уже два или три года лежит без движения, будучи принятым в первом чтении, а просто сейчас появление новых законов. Так вот нужно добиваться того, что если эти законы появятся (их пока еще нет), нужно их обсуждение, нужна их публикация и нужно, чтобы каждое министерство, которое имеет к этому отношение, каждый комитет Госдумы, который имеет к этому отношение, вели бы ответственный и серьезный диалог с православной общественностью и с общественностью вообще. Вот нам, этого нужно добиться. Я думаю, что в значительной степени это уже обеспечено. А определенная опасность конфликтов, увы, будет всегда. Враг рода человеческого не дремлет, не дремлют и те, кто пытается регламентировать жизнь каждой семьи и каждого человека по закрученным, скажем так, нехристианским в обществе правилам. И вот против этого нужно, я считаю, активно выступать.

Никифоров: Здравствуйте, мы вас слушаем.

Слушатель: Это раба Божия Татьяна, я из Московской области. Мне бы хотелось узнать, с чем связано то молчание и то полное неведение народа вокруг ювенальной юстиции и для чего оно нужно?

Чаплин: Об этом было уже очень много раз сказано. Простите, вы неправы. Нет ни молчания, ни неведения. Сегодня только что говорили о форуме православных женщин. На этом форуме эта тема звучала много раз. Тему поднимал Святейший Патриарх в диалоге с думцами. Тема поднимается на довольно большом количестве общественных форумов. Когда говорят о молчании и неведении, это значит, что просто создают какой-то миф, который давно не имеет отношения к реальности. Слава Богу, что молчания и неведения нет, слава Богу, эта тема активно поднимается. Те, кто без проблем хотел бы провести некоторые меры через Госдуму, уже сегодня точно дают понять, что они знают о позиции православной общественности. Эти люди сейчас напуганы и они видят процессное движение. Так вот теперь нужно и сказать им: «Господа, без участия общества ваши решения не должны стать решениями власти».

Никифоров: И, слава Богу, что есть Радио «Радонеж», которое все это отслеживает и два года об этом говорит. Благодаря, кстати, активности наших слушателей, этот вопрос стал достоянием нашей церкви. И священноначалие нашей церкви очень прямо и бескомпромиссно выступает перед властью и озвучивает эти очень важные проблемы.

Слушатель: Добрый вечер. Меня зовут Евгений, я из Подмосковья. Вопрос такого характера: опять прошла информация, что правительство нам готовит очередную электронную карточку, без которой нельзя получить ни паспорт, ни побывать в больнице, ни отовариться. Могли бы вы как-то прояснить эту ситуацию?

Чаплин: Есть такой закон о государственных услугах, который внесен уже в Госдуму рядом депутатов, этот проект, насколько я знаю, поддерживают наши центральные власти страны. На самом деле там есть несколько спорных моментов, которые вызывают дискуссии. В частности, один из спорных моментов - это вопрос о том, стоит ли переходить к платным государственным услугам от системы, в которой государство и так обязано бесплатно оказывать определенные услуги гражданам, вернее сказать, оказывать определенную службу гражданам, которые платят налоги этому самому государству? Но, кроме этой проблемы, философской и конституционно-правовой, есть проблема, по-моему, 11-й статьи этого законопроекта, где говорится о том, что при получении этих самых государственных услуг, то есть при отношении человека с государством (при получении пенсий, разного рода справок и так далее) может быть использована специальная идентификационная карточка. Я считаю, что, во-первых, нужно четко разобраться с тем, что такое идентификационная карта, имеет ли она отношение к идентификации личности человека или к идентификации какого-то счета или какой-то базы данных. Ну и потом, самый главный вопрос: сказано, что эта карточка может использоваться. А может человек ее не использовать? Мне думается, что в законопроекте нужно четко определить, что человек может использовать, а может и не использовать. То есть принцип добровольности должен быть более серьезно прописан, и должна быть более четко определена возможность альтернативы.

Никифоров: Здравствуйте, вы в эфире, говорите.

Слушатель: Добрый вечер. Меня зовут Ирина, я из Подмосковья. Скажите, пожалуйста, откуда первоначально возник этот вопрос в нашем государстве? Я имею в виду вопрос о ювенальной юстиции. Почему вдруг мы занимаемся не тем, чем нам нужно заниматься? У нас разваливается экономика. Практически все люди ходят без работы. Все ринулись в Москву. Объясните, кто первый поднял этот вопрос? Какое нам дело, что где-то есть эта ювенальная юстиция? У нас есть независимое государство.

Слушатель: Мне кажется, вопросов в государстве немало, они обсуждаются. И тот вопрос, который вы озвучили, он для страны не единственный, он, может быть, единственный для определенного круга людей, которые, кроме него, просто ничего не хотят замечать. Ну этот вопрос серьезный. Есть западное давление, есть стремление определенных людей соответствовать модным западным политико-правовым течениям, под которые еще выделяются хорошие деньги. Есть и реальная проблема насилия в семьях, еще раз говорю, она есть, так же как и есть проблема невнимания к детям со стороны некоторых людей - это и алкоголики, и наркоманы, и некоторые другие, к сожалению, распространенные в нашем обществе категории граждан. Все эти проблемы существуют, поэтому есть комплексная проблема (одна из многих существующих в стране). Говорить о ней надо, но то, что она не единственная, я с этим совершенно согласен.

Вот нам пишут очень интересный такой вопрос: «Наша крестная выходит замуж за мусульманина. Он требует, чтобы она приняла ислам. Какими аргументами мы можем ее убедить не делать этого?». Вы знаете, если он ее действительно любит, он должен принять и ее мировоззренческий выбор. Конечно, если она решит под его влиянием или по собственному выбору принять ислам, заставить этого не делать, наверное, нельзя, но ей нужно, наверное, сказать, что она имеет полное право на свой мировоззренческий выбор. В нашей традиции жена не обязана принимать веру мужа. И если он действительно ее любит, то должен, наверное, иметь в виду, что есть не только его семейные традиции, но и семейные традиции его невесты. Еще один звонок. Мы слушаем, добрый вечер, приветствую вас.

Никифоров: Вы в эфире, пожалуйста.

Слушатель: Добрый вечер. Раба Божья Елена. Из Москвы. Я обращаюсь вот с каким вопросом. В последнее время на радиостанции «Радонеж» поднимаются очень серьезные, важные не только для христиан, но для всех граждан Российской Федерации вопросы. И отношение к этой радиостанции со стороны, я не знаю, как их назвать, властей, вещания или другие какие-то люди - просто беспардонное. Ущемляются права православных граждан. Идет откровенное глушение этой радиостанции. Мой приемник чувствительный, я сейчас проверила вашу радиостанцию на трех волнах, доступных в Москве, - на всех волнах идет глушение вашей радиостанции. Пожалуйста, как можно чаще поднимайте эти вопросы. Я надеюсь, я уверена в этом, что со мной солидарны и другие радиослушатели, которые любят и уважают вашу волну.

Чаплин: Действительно, вы знаете, Евгений Константинович, многие жалуются на плохую слышимость. Это что, связано с финансовыми трудностями? Нет возможности получить лучшую частоту? Или действительно средние волны, АМ, уже переполнены разного рода…

Никифоров: Это проблема, как говорят, комплексная. Ну во-первых, Москва - это действительно помеха, неустойчивый город. Вообще средние волны очень подвержены разного рода помехам. Но почему-то именно когда мы начинаем вещание, почему-то особенно эти помехи возникают. Честно говоря, я тоже боюсь, что впадаю в паранойю, и тоже у меня какие-то подозрения начинаются. Но, конечно же, и финансовое положение. Вот смотрите, уже 20 лет три часа, четыре часа иногда, сейчас мы опять до трех часов сократили - все-таки это очень мало. Это недостойно того влияния, потребностей общества, которые есть к слушанию Слова Божия, к проблематике. Наше общество все-таки должно быть демократично, и православные христиане должны иметь право высказывать, иметь свою радиостанцию на приличных, достойных для Москвы, где кафедра Святейшего патриарха находится. Жалко, что это не так. К сожалению, мы очень нуждаемся. Вы знаете, сейчас вот уже декабрь начался, а у меня еще долг 400 тысяч рублей, которые не знаем, как мы сможем заплатить. Потому что сейчас придут счета, а чем платить, не знаем.

Поэтому, братья и сестры, те, кто хочет помочь, пожалуйста. Не забывайте, что мы существуем исключительно… Мы же не даем рекламу и не можем ее давать, понимаете? Между проповедью и чтением Евангелия ну как мы можем давать какую-то светскую рекламу? Ну разве что «Летайте самолетами «Аэрофлота», какую-то нейтральную? Но нам и «Аэрофлот» не даст, потому что средние волны - это не коммерческий как бы диапазон. Вот, собственно, все наши проблемы. Поэтому вот аппараты KIWI - это моментальные платежи, очень удобно, Сберкасса - очень удобно. Пожалуйста, зайдите. Из газеты «Радонеж» вырежьте эту квитанцию, даже не надо эти нули заполнять бесконечные, все уже там заполнено. Заодно и газету прочтете - интересная на самом деле, весьма интересная. Мы же очень стараемся. Я думаю, одна из лучших газет в России сейчас. Так что помогайте нам.

Чаплин: А где еще можно купить?

Никифоров: В храмах Москвы. У нас сейчас, сколько Святейший патриарх Кирилл сказал, где-то храмов 600, да, в Москве? Потому что раньше считали чуть ли…

Чаплин: Реальных приходских общин, я думаю, вместе с патриаршими подворьями - где-то около 500, 450. Потому что, когда говорят 700, считаются все храмы, и число это включает храмы в монастырях, домовые храмы, маленькие часовенки, стоящие во дворах разных учреждений.

Никифоров: Ну даже если бы в 500 храмах свободно реализовывали газету. И то мы даже довезти не в состоянии, потому что нет машины для того, чтобы это сделать, и людей, которые могли бы развезти. Где-то 50-60 храмов - вот мы в состоянии распространять. И то, знаете, я был поражен масштабом вообще нашей деятельности. Вот «Известия» - это бренд такой, да, грандиозный, «Известия народных депутатов» - выходят в Москве тиражом-то всего, оказывается, 35 тысяч. А у нас - 15 тысяч. И вы знаете, это же тираж реальный, это тираж востребованный, который действительно полностью расходится. Вы не увидите после того, как газета появится на прилавке в церковных лавках, через два-три дня газеты просто нет.

Чаплин: Сейчас православная общественность все-таки имеет уже достаточно большую силу. Поверьте мне, что потока писем и телеграмм по поводу ювенальной юстиции и по поводу закона о государственных услугах и возможности введения новой карточки - вот этого потока уже побаиваются многие государственные чиновники. Этот поток сегодня достаточно активен. Может быть, кто-то и писал бы тоже потихонечку в разные государственные инстанции относительно статуса Радио «Радонеж» в вещательном пространстве. Тут можно писать в Министерство связи и массовых коммуникаций.

Никифоров: А лучше всего в администрацию президента. Самое надежное.

Чаплин: В администрацию президента тоже можно писать. Я думаю, что можно и нужно. И пусть это будет маленький вклад, но это будет ощутимый вклад в то, чтобы все-таки появилась раньше или позже у «Радонежа» лучшая частота.

Никифоров: Ну что ж, будем молиться и просим наших слушателей помолиться об этом. Но у нас есть вопрос, батюшка. Пожалуйста, вы в эфире. Мы слушаем вас.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Ольга, я из Подмосковья. Я работаю с молодежью. Вопрос такой: как относиться мне к тому, что молодые люди очень часто вступают в блудное сожительство? То есть они не расписываются по-светски, они не венчаются, а аргументируют это тем, что якобы вот нет денег, какие-то временные трудности, потом все обойдется. Ну и получается так, что люди, вот именно молодые люди живут два, три, четыре года и потом расходятся. Потом начинается опять другой виток.

Чаплин: Тоже быстро распадаются эти союзы.

Слушатель: Да. Я просто не знаю, я несколько раз пыталась говорить со своими молодыми людьми, которые меня окружают, о том, что это действительно нехорошо, что это против Бога. Но они говорят, что время такое, вы просто поймите, что у нас время такое. Мы погружены в такие условия, что мы не можем иначе, вот так получается. Да, Бог - это, конечно, Бог есть, да, мы любим Бога, мы молимся, но мы иначе не можем. Вот так.

Чаплин: Вы знаете, в любое время люди, которые безответственно относятся к тому, кого ты вроде как любишь, всегда такие люди оказываются несчастными. Наше время не уникальное в этом отношении. Мы не будем вспоминать про Римскую империю периода ее упадка. Мы можем вспомнить о том, что в советском раннем обществе, в большевистском обществе тоже была активно пропагандируема идеология безответственных отношений полов. Вот все эти идеи свободной любви в ее коммунистическом варианте - они ведь появились гораздо раньше, чем идеи так называемой «свободной любви» в 60-е и 70-е годы.

Никифоров: И общественное воспитание детей - это тоже оттуда же.

Чаплин: Да, была и такая идея - о национализации детей, о национализации женщин. Вот все это привело к тому, что в обществе поселилось глубокое несчастье, которое сделало возможным и 1937 год, и очень большую слабость нашего народа в первые годы войны. И дело-то ведь здесь не только в патриотическом духе и в состоянии общества, а дело в том, что люди оказывались внутренне опустошены. Разврат делает человека несчастным. Это парадоксальная мысль для всех, кто смотрит некоторые телепрограммы, в которых рассказывает о том, что чем больше у тебя партнеров, тем ты круче, особенно если эти партнеры богатые и статусные. Вот там у тебя сегодня фотомодель, завтра - какая-нибудь известная журналистка или актриса, послезавтра ты попробовал однополый секс, потом какой-нибудь групповой секс еще попробовал. И вот все это говорит о том, что ты свободен, крут, развит и так далее. А на самом-то деле, понимаете, люди, которые прошли через длительный разврат, это всегда опустошенные люди. Сколько среди них алкоголиков и наркоманов. Сколько людей кончают самоубийством из вот таких активных развратников. Вот и нужно говорить молодым людям правду, говорить: ребята, хуже вам будет, вы можете этого сейчас не понять, но посмотрите на тех, кто пошел этим же путем, и посмотрите на то, сколько среди них разрушенных внутренне людей, которым непонятно, где искать утешения - в водке, в наркотиках, в самоубийстве или в каком-то еще более беспорядочном сексе, который тоже рано или поздно окажется опустошающим и надоедающим.

Никифоров: И все заканчивается тягучим, жутким, беспросветным одиночеством.

Чаплин: Да. И таких людей сегодня очень много, которые полностью разрушили все свои отношения с окружающими именно благодаря разврату. Разврат и одиночество очень сильно связаны. У нас есть еще один звонок. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Уважаемый Евгений Константинович и все дорогие, близкие люди. Я слушаю радиостанцию давно уже и «Союз» смотрю, и Осипова. Хочу присоединиться, забыла, как звали, из Подмосковья звонила сестра.

Никифоров: Ольга?

Слушатель: Да, глушат ужасно, когда особенно прямой эфир. Пожалуйста, обратите внимание. Это не случайно. Спаси Господи вас.

Никифоров: К сожалению, понимаете, эта «глушилка» - такая штука, которую очень трудно доказать. Вот то, что я точно знаю, мне рассказывали, почему я стал даже думать, что, может быть, действительно какие-нибудь такие усилия и предпринимаются, хотя трудно сказать, предпринимаются ли они по-настоящему, потому что на Украине мне, кстати, руководители «Голоса России» говорили о том, что на Украине уж действительно «Голос России» глушат на государственном уровне.

Чаплин: Я не удивляюсь. Еще один звонок. Давайте кратенько послушаем. Добрый вечер, здравствуйте.

Никифоров: Только кратко задавайте, потому что мало времени.

Слушатель: Это раба Божья Ирина. Благословите, батюшка.

Чаплин: Господь да благословит!

Никифоров: Ирина, откуда вы?

Слушатель: Я звоню из Подмосковья.

Никифоров: Так, слушаем вас.

Слушатель: Вопрос по ювенальной юстиции. Конкретно. Вот я лично совершенно против ювенальной юстиции.

Чаплин: А кто же у нас тут за?

Слушатель: Учитывая то, что вы лично говорили о насилии в семье. Это, конечно, присутствует. Но наших законов вполне достаточно, чтобы с этим справиться.

Никифоров: Спасибо. Ваш вопрос. Мы просили кратко, потому что очень мало времени осталось до конца эфира.

Слушатель: Вот мнение отца Всеволода лично по отношению. Я лично категорически против.

Никифоров: Спасибо, мы поняли.

Чаплин: Я думаю, что в любом случае законодательство будет развиваться. Нынешних законов, может быть, и недостаточно. У нас вообще очень многое, что можно и нужно совершенствовать в каждом законе. Может быть, действительно стоит поговорить о том, что комиссия по делам несовершеннолетних и суды должны быть более человечны по отношению к ребенку и должны быть более беззащитны по отношению к нарушению его прав. Вот мы, помните, очень много раз говорили о том, что нужно ограничивать законодательно педофилию. Приняли хорошие меры, но их недостаточно. И вот в этом отношении я считаю, что совершенно точно нужно развивать наше законодательство, ограничивая еще более жестко все возможности для того, чтобы педофилы не совершали преступления. Детская порнография, детская проституция - все это нужно в большей степени остановить благодаря более жестким законам. Но при этом очень важно не выплеснуть, действительно, с водой и ребенка, то есть не лишить семью права воспитывать достойных людей в русле того мировоззрения, которое в данной семье считается нормальным и приемлемым.

Никифоров: Но вы знаете, как враг рода человеческого все перевирает, все утрирует. Вот я читаю буквально сейчас. Сейчас большая кампания идет в Британии против педофилов, как, собственно, и во всем мире. Вот педофилы - они враги человечества. И вы знаете что - до абсурда. Сейчас родителей, которые поведут своих детей на рождественские праздники, будут тестировать, не педофилы ли они скрытые. Унизительный тест! Чудовищно!

Чаплин: Я тоже читал эту новость в Интернете, действительно довольно странная вещь: если кто-то из родителей хочет сопровождать школьников во время рождественских каникул, их будут тестировать. А как тестировать? Ведь в этом деле тоже, наверное, нет абсолютной объективной истины. Вот какие-то люди, какие-то чиновники там или, не знаю, кто - психологи, врачи, будут смотреть на человека, брать с него какие-то показания и решать, склонен он к педофилии или нет. По-моему, это очень унизительная вещь и чудовищно необъективная по природе своей. Но вот нам пишут СМС: «Царица наша Всенебесная Девица, благодарим Тебя за все, что милуешь нам, земным, и бьем челом перед Тобой за мир, за жизнь. Поздравляем с праздником». У нас наступил уже праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, уже совершено в большинстве мест всенощное бдение, так что праздник уже идет по нашей земле и по всему миру, где есть православные христиане. Дай Бог нам этот праздник встретить в мире и в радости. Царица Небесная за нас молится и предстательствует. А нам в ответ на это предстательство, на эту молитву, на эту любовь нужно всем людям, окружающим нас, нести мир, радость и доброе, христианское отношение к каждому человеку.

Никифоров: Храни всех Господь и Матерь Божья! Я тоже присоединюсь к поздравлениям. Задавайте нам вопросы на сайте «Радонежа» или «Голоса России».

Источник: http://rus.ruvr.ru/2009/12/04/2500972.html