RSS

О главном Совместная программа «Голоса России» и Радио «Радонеж» от 22.01.2010

В программе «О главном» - о главных событиях в духовной, общественной и политической жизни России и всего мира
Ведущие программы - председатель РГРК «Голос России» Андрей Быстрицкий и протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального отдела по связям церкви и общества


Быстрицкий: Вы знаете, отец Всеволод, хотел сразу, в данном случае, немножко перебросить мяч на вашу сторону. Я знаю, вы только что пришли с церемонии вручения премии фонда «Единство православных народов». И как я понимаю, там был президент Российской Федерации, и там было сказано очень много любопытного. В данном случае, не буду пересказывать, давайте обратимся к очевидцу.

Чаплин: Были присуждены премии четырем людям, вернее трем людям и учреждению. Учреждением является Свято-Владимирская духовная Семинария в Соединенных Штатах, а лица, это патриарх, Католикос всех армян святейший Герегин Второй, президент Медведев и великий кинорежиссер Эмир Кустурица. Мы сегодня, может быть, еще и о кино поговорим.

Быстрицкий: Обязательно.

Чаплин: Вот один повод поговорить о кино, уже есть. Очень интересные вещи сказал президент Медведев. Он сказал для меня очень значимые моменты. Первое, он сказал о том, что православный мир, это цивилизационная общность, второе, что церковь, государство и государства стремятся к единству, и это позитивное явление в нашей жизни. Вот мне кажется, идеал единства, который сегодня может объединить и церковь, и государство, и общество, людей - самое главное. Церковь, это не только церковные структуры, и государство, это не только церковные структуры. Церковь и государство составляют люди, если они будут разделены, это плохо. Если они будут едины, это хорошо. Хотя, многие считают, что разделение в обществе, это позитивный фактор, иногда может быть и так. Но все-таки, мне кажется, что нормальным состоянием общества, должно быть единство, по крайней мере, в главном, если уж мы сегодня говорим о главном, то и о главном в сознании людей, нужно вспомнить. Но, и между прочим, православный мир, это цивилизационная общность. Конечно, она часто бывает разделена, её часто пытаются разделить. Сегодня президент об этом тоже говорил, он сказал, что были попытки разделения православных народов. К сожалению, иногда, добавлю от себя, что эти попытки бывают успешными. Но, история показывает, что в ключевые, переломные моменты, мы находили пути назад друг ко другу. В частности, после Второй Мировой войны, несмотря на то, что воевали мы в значительной степени на разных сторонах.

Быстрицкий: Это правда, это очень интересный вопрос единства. На самом деле, когда говорят, сегодня сказано было, действительно о единстве государства, ну, и скажем так, церкви в смысле объединения верующих. Потому что, на мой взгляд, это единство в свободе, в свободе выбора ценностей.

Чаплин: Подневольное единство, всегда кончается разделением.

Быстрицкий: Отец Всеволод, я вот что хочу сказать, понимаете, суть заключается в следующем. Никакой проблемы единства не возникает там, где большинство, меньшинство, набор людей, которые хотят иметь единство, когда они твердо понимают, что за ценности им присущи. Если они в этих ценностях совпадают, то они, конечно же, обретают единство. И причем, здесь очень интересная проблема есть. Я бы так сформулировал. Дело в том, что люди друг к другу относятся и готовы объединяться, ни тогда, когда у них одинаковые ответы на вопросы, а когда у них общие вопросы. Ответы, могут быть, в какой-то момент времени и разными, но общность вопросов позволяет, находятся в диалоге и обретать единство, как динамическую данность.

Чаплин: То есть вы имеете ввиду общность системы координат мышления.

Быстрицкий: В какой-то степени да.

Чаплин: Что невозможно без общей культуры, без общих книг, без общих фильмов, без общих песен, без общего понимания истории. Или, по крайней мере, общего знания одной и той же истории, а не взаимно исключающих историй.

Быстрицкий: Я немножечко здесь подчеркну именно роль вопроса. Природа человека, определяет в большей степени вопросы, которые он задает, чем ответы, которые он дает. Почему? Потому что вопрос, это мотив, вопрос, это то, что заставляет человека двигаться. Ответ обретается на пути. И это очень важный психологический существенный момент понимания природы человека и его отношения к реальности. И в этом смысле, когда мы говорим, о единстве прав….., я вот это всячески приветствую, потому что считаю, что очень важно, это есть то своеобразие мира, которое не противоречит глобальной общности всего человечества, но создает возможность иметь разнообразие в единстве. Это очень важный момент. Каким образом нам, всем разным людям, имеющим свои взгляды на мир, разную внешность, разный возраст, разный вес, цвет волос, глаз и пристрастий каких-нибудь. Условно говоря, один любит селедку, другой торт. Как нам сохранить это единство. Я специально принизил это дело, чтобы было понятно, что разнообразие - своеобразная вещь. Но, тем не менее, как ни странно, именно сохранение единства в разнообразии и есть вызов, ответ на который, позволяет человечеству развиваться.

Чаплин: Вот недавно, святейший Патриарх посещал Казахстан, и я его сопровождал. Это два разных народа- русский и казахский. У них разные веры, у них во многом разные культуры, и тем не менее, некое единство вопросов, совершенно точно есть. Не просто, потому что мир и сложная геополитическая реальность ставят перед всеми народами бывшего СССР похожие вызовы, а потому, что есть общие модели мышления. Об этом святейший Патриарх говорил в Казахстане, отметив, что экономические сейчас есть успехи в совместной деятельности Белоруссии, Казахстана и России. В частности, 1 января стартовал Таможенный Союз. Есть идея создания общего экономического пространства, в течение двух лет предполагается сформулировать общие параметры экономической политики. Но, Святейший сказал, что все это нужно развивать, но при этом не забывать о ценностных основаниях единства. Некоторые страны СНГ стремительно отдаляются от России, в первую очередь, по языку и культуре. Я не буду сейчас называть очень уважаемую мною страну, но приехав туда, кстати говоря, это союзная России страна. Приехав туда и оказавшись в интернет-кафе, мне нужно было срочно залезть в сеть, я обнаружил, что двадцатилетние люди, по-русски не знают ни слова. По-английски - десять слов, а по-русски - ни слова. Это молодежь, в очень провинциальном городе, близкой нам страны. В Казахстане русский знают хорошо. Более того, читают русскую литературу. Более того, русскоязычное население испытывает, конечно, некоторые общие, для экономической и социальной ситуации в постсоветском пространстве, сложности, но живут они, будучи довольные собой и своим положением.

Быстрицкий: Вы знаете, я был в Казахстане, мне Казахстан страшно симпатичен, единственное, в чем я не соглашусь с вами, в том, что Казахстан и Россия отличаются в религиозном отношении. Ни черта они не отличаются, извините, конечно. Потому что и Казахстан и Россия страны и христианские, и мусульманские, и там, и там живут буддисты и так далее. Как светские общества, они, конечно же, в этом совпадают. Пропорции разные. Но страны очень интересные. Но, вот что мне любопытно было в Казахстане. Я позволю себе высказаться, чуть более прямо, чем вы. Я могу сказать, что наблюдая развитие постсоветского пространства, я могу сказать, что Казахстан демонстрирует одну из очень интересных и возможно успешных моделей развития. Во-первых, после ряда лет трений, бесспорно совершенно существенных, между русскими и казахами, при известного рода разуме, я бы сказал правящей элиты казахской, президента Назарбаева, было достигнуто своего рода равновесие, компромисс. Этот компромисс, довольно существенный. Второе, Казахстану предложили новую модель и Казахстан динамичное общество, довольно интересное, довольно свободное. Я могу сказать, что некоторые республики, того же СНГ, Таможенного Союза, скажу, куда менее динамичны. Я скажу, честно говоря, свое личное мнение, но я считаю, что Белоруссия могла бы во многом позавидовать Казахстану по части своей динамики, в том числе экономической, в том числе и социально-политической.

Чаплин: Но, с другой стороны, в Казахстане, как и в Белоруссии, одно и то же политическое руководство в течение всех этих лет существует. В Белоруссии оно, кстати, менялось один раз, а в Казахстане оно осталось неизменным. Вот чем измеряется динамизм, внутренними настроениями народа или обязательно быстрым развитием политической системы, желательно по западному образцу, как нам пытаются объяснить.


Полную версию программы слушайте в аудиофайле