RSS

Священники-депутаты в современной России не нужны, считает протоиерей Всеволод Чаплин

Четверг, 24 февраля 2011 года     Материалы СМИ
Print This Post Сохранить в PDF

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»: «Нужны ли в России священники-депутаты? РПЦ в последнее время отметилась целым рядом нашумевших проектов»

Среди них - документ, позволяющий священнослужителям в крайних случаях избираться и идти в политику. Помогут ли нам сегодня такие депутаты? Об этом и не только в радиоэфире «КП» (97,2 FM) спорили глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН и депутат Госдумы Антон БЕЛЯКОВ.

450 поправок к «Не укради»

Елена Чинкова (корреспондент «КП»): Политика - занятие зачастую грязное. Нужна ли она священникам?

Всеволод Чаплин: В современной России, я считаю, священники-депутаты не нужны. Тот опыт, которому я был свидетелем, не очень хорошо кончился. В парламенте было несколько архиереев, которые, если и выступали, обычно говорили об интересах Церкви. Но были и священники, которые выдвинулись в депутаты по своей инициативе. Из четверых только один до сих пор служит, два сменили каноническую Православную Церковь на некие другие «образования», один перешел в ислам. Когда Архиерейский собор принял решение, что из правила о неучастии духовенства в парламентской деятельности можно сделать исключение, имелись в виду ситуации, когда раскольнические или иноконфессиональные силы пытаются использовать выборные органы власти против Православной Церкви. Пока такого рода случаи были только на Украине. Я не вижу в обозримом будущем поводов для того, чтобы такие же исключения появлялись в России.

Антон Беляков: Присутствие священнослужителей в представительных органах власти современному российскому обществу необходимо как никогда. И здесь я не выделяю представителей какой-либо конкретной конфессии. Истинный священнослужитель проповедует всеобщие идеи добра, смирения, почитания, справедливости - а это то, чего как раз не хватает нашему обществу, лишенному в последнее время какой бы то ни было идеологии, кроме идеологии личной наживы. Я вспомнил анекдот: в парламент были внесены десять заповедей в качестве законодательных инициатив. «Не убий», «Не возжелай жены ближнего своего» отклонены в первом чтении, а на «Не укради» поступило 450 поправок. К сожалению, это наша действительность. В отсутствие идеологии религия - это единственное, что могло бы сегодня культивировать вечные ценности.

Чаплин: Если говорить о том, что религии не место в парламенте, это не должно подразумевать, что религию и политику вообще нужно разделить. Сегодня много активных людей, которые не разделяют себя на христианина по воскресеньям и жулика и бандита - во все остальные дни недели, которые стараются быть христианами не только по убеждениям, но и по поступкам. Вот таких в парламенте должно быть больше. Но это должны быть миряне.

Внешний вид - не только личное дело

Чинкова: Сейчас все кому не лень обвиняют Церковь в наступательной тактике - вмешивается в личную жизнь, идет в Интернет, теперь - в политику…

Чаплин: Церковь всегда имела прямое отношение и к личной жизни людей, потому что именно о ней она в основном и говорит - и на исповеди, и в публичном пространстве. Церковь всегда участвовала во всех публичных дискуссиях, в том числе и в Интернете. Поэтому, когда нам заявляют: не ваше дело говорить о том или о сем, это странно. Это советское понимание места религии в жизни общества, которое предполагает, что религии не должно быть нигде, кроме храмов. И подтекст здесь следующий: не трогайте нас, не мешайте мне грешить, успокаивая себя рассуждениями о том, что Бог у меня в душе, Он мне все прощает - и блуд, и пьянство. Вот такой хороший у меня «бог», мне с ним приятно, а настоящего Бога либо нет, либо я Его знать не хочу.

Андрей Голубов ( радиоведущий «КП»): - И даже несоблюдение дресс-кода?

Чаплин: - Это, наверное, самое мелкое, что этот «бог» прощает. А спор по дресс-коду только начинается. Надо думать, как общество могло бы поддержать тех, кто одевается прилично, и осудить тех, кто выглядит развязно и оскорбительно для окружающих. Внешний вид - не только личное дело. Хамское поведение разрушает все хорошее в человеке и делает его несчастным. Если общество не задумается о внешнем виде своих членов, рано или поздно оно погибнет.

Беляков: Чтобы судить о чрезмерности вмешательства Церкви в светскую жизнь, надо понять, с чем сравнивать. К примеру, Архиепископ Макарий III в 1960 году стал первым президентом Кипрской Республики. Если сравнивать с таким влиянием Церкви, то в этом вопросе мы «не добираем». А если вернуться к дресс-коду, то у Церкви есть такое же экспертное право на высказывание своей позиции, как и у других участников дискуссии. Хотя полагаю, что прислушиваться к позиции Церкви было бы полезней, чем к мнению некоторых дизайнеров с сомнительной ориентацией. Другое дело, что в этой дискуссии ни у какого ее участника не может быть решающего мнения, все-таки создавать свой внешний образ - личное право каждого.

Партбилет или сан

Чаплин: - На Украине священники участвуют в выборах. В том числе и в Верховную раду, хотя туда практически никто не пробился. Так называемые священники раскольнических организаций или представители других конфессий, околорелигиозных кругов пытаются участвовать в политике и предлагают меры, которые ограничивают возможности для Православной Церкви нормально жить и развиваться. Львовский горсовет даже за деньги отказывается выделить землю под строительство храма. В этих случаях духовенству канонической Церкви тоже неплохо принимать участие в выборах. И часто это делается успешно.

Чинкова: Священник сам выбирает себе партию?

Чаплин: Можно входить в партийные списки, не становясь при этом членом партии. Это жесткое условие, которое сейчас было выдвинуто Архиерейским собором.

Чинкова: Агитировать разрешаете?

Чаплин: Он может говорить о своей позиции, если выдвигается в качестве кандидата, но священнослужителям запрещено участвовать в агитации за партию или кандидата. И церковные помещения не могут быть использованы для агитационных собраний.

Чинкова: Вы говорите об Украине. А Россия?

Чаплин: Теоретически такое может произойти везде, когда появится опасность, что раскольнические или иноконфессиональные силы смогут использовать выборные органы власти в антицерковных целях. Более того, это исключение может делаться только по решению Священного Синода Московского патриархата или Синода самоуправляемой Церкви - на Украине, в Молдове, Латвии или Эстонии. И синоды сами будут отбирать тех, кто достоин.

Голубов: А если священнику захочется вступить в партию, он должен сложить с себя сан?

Чаплин: Если речь не об исключении, то да. Например, бывший священник Глеб Якунин, который предпочел священнослужению политику. Он отказался снять свою кандидатуру, пошел на выборы в Думу и был лишен сана.

Церковь всегда критикует власть

Беляков: У меня членом совета регионального отделения во Владимирской области является духовный лидер мусульман области - прямого запрета на участие в политике в Коране нет. Но меня волнует вопрос: баллотироваться в Госдуму иначе, чем через партийные списки, т. е. от конкретной партии, нельзя. И не ясно, как, не выделяя партию среди других, представители духовенства будут баллотироваться. Кроме того, как говорил апостол Павел, «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены». У нас одна партия власти. Следуя этой логике, представитель духовенства может принять участие только от одной партии. И оппозиционная ею быть не может.

Чаплин: В дореволюционной Думе духовенство баллотировалось от разных партий. Церковь всегда находится в диалоге и с властью, и с оппозицией, но в период предвыборных кампаний никого не поддерживает. Церковь критиковала и всегда критикует власть. Но отличие от оппозиции как раз в том, что Церковь не говорит при этом: «Выберите меня, я буду лучше». Очень ярко сказал Всемирный русский народный собор о том, что нетерпим тот разрыв между богатыми и бедными, который существует в России. Были предложены конкретные меры - налог на роскошь, жесткие шаги, которые исключали бы вывод капитала. Этим были очень недовольны многие представители экономического блока правительства. Я, как человек, который ведет большую часть переговоров с властью, могу сказать, что обсуждение идет не так безоблачно, как рассказывает западная пресса, утверждающая, что если Медведев и Путин приходят в храм Христа Спасителя, то у нас полный симбиоз Церкви и государства. На практике у нас гораздо меньше партнерства между государством и Церковь ю, чем в Западной Европе.

Беляков: В моей родной Владимирской области владыка Евлогий всегда давал разрешение на использование своего изображения в период избирательной кампании исключительно одной партии. Догадайтесь, какой. Видимо, он как раз ориентировался на апостола Павла…

Чинкова: А процесс меж тем пошел. Не успел Собор опубликовать документ, как один батюшка выдвинулся в мэры города Нерехта.

Чаплин: Он был стопроцентно неправ - очевидно, плохо читал документы. У него должна была быть очень высокая санкция Синода. Естественно, ее не было, и свою кандидатуру он снял.

Причесать всех под одну гребенку не сумеем

Голубов: Западная Европа признала строительство благополучного мультикультурного общества провальным. Дмитрий Медведев на Госсовете заявил, что для России тезис о неудаче сосуществования различных нацкультур неприемлем.

Чаплин: России, как мне кажется, еще в XVIII - XIX веках удалось построить то, что называют мультикультурным обществом. В Финляндии и Польше, которые тогда были частями Российской империи, действовали отличавшиеся от петербургских законы, а в Средней Азии и на Кавказе были другие. И вот это, как мне кажется, настоящий мультикультурализм, то есть возможность принять то, что в рамках одного государства группы людей могут жить по-разному и с этим ничего не сделаешь. Британский премьер Дэвид Кэмерон пытается сказать, что надо принять одну систему ценностей. В современном мире причесать всех под одну гребенку уже не получится, даже если вложить в это массу силовых и пропагандистских усилий. Поэтому мультикультурализм - неизбежная вещь.

Беляков: Сегодня мы оказались обществом без идеалов. Потому что в свое время сделали резкий поворот от того, что считали развитым социализмом, и создали себе новый идол - деньги. Можно ли говорить в обществе без идеалов о том, что мы - многокультурное государство, которое культивирует некие высокие ценности? Я лично считаю, что нельзя. Это не значит, что у нас нет высокоинтеллектуальных и культурных людей, нет никаких ценностей. Это значит, что некие высшие ценности для нас все-таки оказались потеряны.

Чаплин: Я предложил вместе с рабочей группой Всемирного русского народного Собора обсудить набор ценностей - не религиозных, но приемлемых как для православных христиан, так и для верующих других религий и конфессий, и для неверующих. Это свобода, справедливость, патриотизм, самопожертвование, семейные ценности. В ходе дискуссии к ним добавляют такие понятия, как мир, достоинство, честь, трудолюбие. Вокруг такого рода ценностей мы и должны объединиться, если государство и общество всерьез начнут утверждать их везде: в политике, в школе, в СМИ. Это не религиозный документ, не церковный. Он предлагается как бы одной частью общества всему обществу. Что получится - посмотрим.

КСТАТИ

В снятой недавно с эфира программе «НТВшники» Анастасия Волочкова заявила, что «тупой запрет на мини-юбки не решит проблему проституции», а позднее уже в блоге обвинила батюшек в любви к «телефонам со стразами» и «пятизвездочным кельям».

- Духовенство живет небогато, телефонов со стразами ни у кого не видел и пятизвездочных келий не встречал, - заверил «КП» отец Всеволод. - Наши оппоненты ушли в интеллектуальный тупик и посему стали бросаться обвинениями, имеющими мало отношения к реальности. Большинство аудитории нас поддержало, так будет и дальше».

Елена ЧИНКОВА
24 февраля 2011 г.

Комсомольская правда